Возлюбите Любовь

Иисус Христос

Да любите друг друга.

Читать: слова от автора книги

Давайте попросим помощи у святых отцов, пусть нам, немощным, расскажут, что такое любовь. Старческие откровения — высочайшие образцы утверждения Божественной Любви.

Священник Павел Флоренский пишет:

«Любить – значит наслаждаться счастьем другого и счастье чужое признавать за свое… Любовь, вот тот «талант, отданный в рост» (Мф. 25, 16), посредством которого каждый обогащает и растит себя, впитывая в себя другого. Каким же образом? – Через отдачу себя.
Человек получает по мере того, как отдает себя; и когда в любви всецело отдает себя, тогда получает себя же, но утвержденным, углубленным в другом, то есть удваивает свое бытие.

Так, получивший пять талантов прибавил к полученному еще столько же, а получивший два прибавил к полученному не более и не менее два таланта (Мф. 25, 16-17).
В любви происходит взаимное восполнение. Любовь обогащает. Бог, имеющий совершенную любовь, — Он богатый, Он – полнота.»

Сам Христос сказал: «Кто любит меня, тот возлюблен будет Отцем моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14, 21).
Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно заповеди о любви:

1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.
2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37, 39).

Из послания схимонаха Зосимы, который так ярко описал совершенство Любви Христа, Бога распятого, обнаженного, избитого, увенчанного терновым венцом, напоенного уксусом, израненного гвоздями и копием:
Надобно молиться перед распятым Господом нашим Иисусом Христом.

Лишь только ты приближаешься к Нему, а Он уже встречает тебя с отверстыми объятиями.
Склонил Он святейшую главу Свою, чтобы слушать тебя. Закрыл Божественные глаза Свои, чтобы не видать грехов твоих. Приковал ножки Свои, чтобы не уходить и не удаляться от недостойных. Не растворил только, но так сказать, выломал копием дверь сердца Своего любвеобильного, чтобы без задержания уже лилась Его милость и любовь на всех, припадающих к Нему, сладчайшему и милосерднейшему Отцу и Создателю нашему.

святые отцыРазмышляй о таковой беспредельной Его любви, пригвоздившей Его ко Кресту и о Его милосердии, и молись, или подобно мытарю в смирении и сокрушении произноси тихо: Боже, милостив…, или взывай как хананеянка, или со слезами молчи как грешница у ног Спасителя, или как блудный сын спеши: — не бойся: окровавленные объятия Его встречают всякую душу, к Нему обращающуюся…»
Ощутите скорби Господа. Гвозди вбиваются прямо в сердце…, слов нет. Как не откроется ваше сердце при мысли, что Господь распятие принимает как ежедневный труд Свой, т. е. ежедневно распинается на литургии за каждого из нас…

Мы же в свою очередь своими грехами распинаем Его каждый день.
А Он по беспредельной милости Своей в пробитые ладони принял всю вселенную.
Подумайте, какова Его Любовь! Может ли сердце при этом оставаться равнодушным?
Мы тоже любим, но, как обычно бывает, любим тех, которые нам приятны и полезны, близких и тех, кто нам помогает.

Слово «любовь» иногда употребляют там, где следовало бы употребить слово «пристрастие», то есть чрезмерная греховная привязанность к кому-либо или к чему-либо, как, например, к другому человеку, к развлечениям, вещам, животным и т. д.
Любовь к Богу – это не чувство, это непостижимое в своей полноте, необъяснимое состояние души, которое не может быть передано никакими человеческими языками. Как можно выразить словами то, что у тебя на сердце? Оно может быть понятно только тому, кто опытом жизни испытал его или хотя бы только вкусил это самое величайшее счастье и блаженство души.

Святой Иоанн Златоуст пишет:

«Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют уже как бы не двух отдельных лиц, а одного человека.»
И еще: «Кто любит ближнего своего, как самого себя, тот живет на земле, как бы на небе, наслаждаясь всегда спокойствием и сплетая себе тысячи венцов. Такой человек сохраняет душу чистою от ненависти и гнева, от зависти и гордости, от тщеславия и порочного пожелания, от всякой постыдной любви и порока. Ибо как никто не станет делать зла себе самому, так и он – ближнему. Такой человек, еще находясь на земле, будет наравне с архангелом Гавриилом».

Это в отношении людей, а по отношению к Богу эти слова приобретают еще более острый смысл. Душа, любящая Бога, растворяется с Божеством и становится богоподобной. «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17), ибо Господь говорит: «Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня» (Притч. 8, 17).
Человек, душа которого не освободилась еще от привязанности к чему-то или кому-то в этом мире, не может познать любовь Божию во всей ее полноте и не может любить Бога искренно, потому что эта привязанность или любовь к другому является серьезным препятствием для души. Особенно далек от любви к Богу тот человек, который любит только себя.

Митрополит Антоний об этом так пишет:

«Заповедь Господня о любви требует совершенной от нас жертвы, совершенного отречения от всякой самости, от всякого себялюбия. Когда мы находим в себе чувство осторожности: как бы нас правда Божия не уязвила до смерти и не потребовала у нас последнего, что у нас есть – отречения от самих себя; когда мы находим в себе это чувство, тогда можем измерить, как далеки мы от Господнего духа, от Господней воли, и можем над собой произнести укоризненный суд».

Господь жаждет общения и обручения с душой человеческой и ждет от нас искренности, стремления к Нему, часто напоминая о Себе человеку, стучась в сердце его. Еще в Ветхом Завете читаем: «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч. 23.26). Но беда наша в том, что мы не очень-то внимательно прислушиваемся к голосу Божьему. Нам все некогда и встречу с Богом оставляем на потом. Часто можно услышать: если бы то, да если бы не это, да если бы не работа, то я бы и читал и думал, и осознавал, и делал, и познавал… Это говорит в нас наша лень и наша неуверенность, потому что отсутствует вера и стремление к познанию высшего разума. Еще существует вредная у нас привычка – полагаться на себя, и на видимые преимущества в обществе. Однако, все перед Богом равны.

Господь старается привлечь нас к Себе, чтобы даровать нам истинное, вечное счастье, которое начинается уже здесь, на земле. Он пробуждает в нас любовь к Себе красотою природы и всего видимого создания и творения Своего.
Я раньше не могла понять, почему меня так тянет в село, подальше от мегаполиса, от городской суеты. Теперь я вижу в этом глубочайший смысл. Я имею возможность своими руками прикоснуться к Божественному творению – природе и животному миру.
Я имею возможность ходить по живой земле. Наш мир – прекраснейшая книга, но чтобы она была полезна, надо научиться ее читать.

В будущей жизни наша любовь к Богу дополнится и станет совершенной, если сейчас будем искать ее в сердцах своих, стараясь всячески приблизиться к Богу. А чтобы приблизиться к Нему, надо приучить себя к непрестанной сердечной молитве — молитве Иисусовой и как можно чаще обращаться к Богу в молитвах, беседовать с Ним и поучаться от Него через чтение Евангелия, чаще соединяться с Ним в Пречистых тайнах, вкушая Божественное Тело и Кровь Христовы. Посмотрим на окружающих нас людей, кому-то из них требуется наша помощь и особенно старикам, которые уже не могут сами постирать и приготовить еду. Или необходима помощь болеющим людям, у которых нет денег даже на недорогое, но необходимое лекарство. Или, может быть, крайне отчаявшемуся человеку нужна просто моральная поддержка словом.

Об этом говорит и апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 1-8).

Из слов апостола Павла видно, что если мы будем иметь даже горячую ревность о своем спасении, будем много поститься, много молиться, будем нести тяжелые подвиги, но если не будем иметь любви Христовой к людям и будем безучастны к их страданиям, то мы будем очень далеки от спасения. Если мы мнительны, подозрительны, осуждаем ближних и раздражаемся на них, если не можем спокойно перенести от них укор и обличение, не способны снисходить к их слабостям и погрешностям, то это говорит о том, что нет в нас любви Христовой. Душа наша, значит, сухая и черствая, и мы при видимом благочестии остаемся мертвые духом.

Митрополит Антоний пишет:

«Надо переменить жизнь, надо переменить внутреннее содержание своего сердца, надо стать достойными тех молитвенных слов, которые мы произносим. Тогда мы сможем говорить правдиво и тогда молитва будет радостью живой встречи с Богом».

Епископ Вениамин Милов:

«Даже безотносительно к людям смирение в одежде, утаение добрых дел своих, выполнение самых черных работ, отказ от блистания в обществе какими-либо преимуществами – чудно и неизъяснимо умножает в душе любовь к Богу и людям. Путь стяжания любви к Богу – это приобщение себя к жертве. Бог возлюбляется постольку, поскольку человек начинает жертвовать всем ради Бога.
Для этого надо научиться жертвовать своим временем, отдавая его молитве; жертвовать своими силами, жертвовать привычкой есть сладко, вкусно и досыта – при упражнении себя в посте и воздержании; жертвовать склонностью развлекаться; жертвовать комфортом, жертвовать нарядами – стремясь одеваться по возможности скромнее и т. д. Пусть каждый день приносятся жертвы Богу: от этого будет вложен новый камешек в наше сердечное здание любви».

Процесс перерождения души и всего человека после зарождения веры в Бога схиархимандрит Софроний описывает так:

«Христианин отходит от мира; в эгоистической заботе (как думают многие) о своем спасении он все оставляет, как не нужное…, он отвергает всякую плотскую и душевную связь; в своем устремлении к Богу он «ненавидит» мир и всецело уходит в глубину своего сердца.

И когда действительно войдет туда, чтобы сотворить там брань с самим сатаною, чтобы очистить сердце свое от всякой греховной страсти, тогда в том же сердце своем, в глубине его он встречается с Богом и в Боге начинает видеть себя неразрывно связанным со всем бытием мира, и нет тогда для него чуждого, постороннего. Порывая сначала с миром, он через Христа вновь обретает его в себе, но уже совершенно иным образом и становится связанным с ним «союзом любви» на всю вечность… И нет тогда для него чужого человека, но каждого он любит, как заповедал Христос.
Итак, все отвергая, со всем порывая, все «ненавидя», христианин получает от Бога дар вечной любви духовной ко всем и ко всему».

Читая проповеди святых отцов, начинаю понимать несовершенство своего сердца и разума, потому что своим младенческим сознанием не могу ощутить бездонную глубину духовного мира. Невольно задаю себе вопрос: какая же основная причина отделяет нас от любви Божией? Какие грехи? Судя по высказываниям святых отцов – самый глубокий корень зла, тяжелейший порок души – наша гордость, самость, наша внимательная обращенность на себя, озабоченность самим собой, наш эгоизм… Сам грех не может быть малым или большим, любое его количество оскорбляет Бога.

Самое печальное обстоятельство то, что эти пороки развиваются у детей и поощряются самими родителями с самого раннего детства. Часто можно услышать: «Он тебя ударил – дай сдачу», «Не давай другим играться твоими игрушками» или «Я бы с тобой поделился, но у меня только одно яблоко» и т. д. Таких примеров множество. Потом этот грех становится как бы частью души, он впитался в кровь человека. И уже в зрелом возрасте тоже самое слышим: «Я бы тебе помог, но в субботу у меня другие планы», «Я бы тебя подвез, но не знаю как получится со временем», «Я бы пошла в воскресенье в церковь, но так хочется подольше поспать, всегда рано встаю…, но Бога люблю». Окаменевшие сердца далеки от покаяния, они не ведают жизни вечной и спасения.

А когда человек начинает повышать свой уровень сознания и становится на путь совершенствования — тогда начинается мучительная борьба до изнеможения с этим внутренним врагом, которого сами же и взрастили. И эта внутренняя борьба может длиться годами. Это и есть борьба с самим сатаною.
Есть среди нас и такие, которые рассуждают: «Я никого не убил, не ограбил, Я — безгрешен. Почему я должен жить для кого-то? Это значит не иметь личной жизни. А кто для меня будет жить? А кто моим детям поможет?»

А где же наша вера? Вот и получается… нет у нас ни веры, ни надежды, ни любви, ни страха перед Богом. Эта дорога очень длинная и дай Бог в таком случае успеть исправить себя до того, как предстать лицом к лицу ко Господу.

Но, нельзя отчаиваться. Пока мы пребываем в земной жизни, у нас есть возможность открыть в себе Истину и познать то величайшее состояние души и сердца, которое называется Любовью. Это — дар Божий и кто сумеет познать его, тому уже никогда не захочется терять ощутимую благодать. Ради этого стоит жить. Только не оставляйте это на потом.

Не так давно имела возможность прочитать собрание проповедей схиигумена Саввы. Это – величайший образец православной веры. Уверена, если кто прочитает, тот уже не сможет жить по-старому. Такие книги должны всегда иметь место в доме.

Хочу вкратце остановиться на некоторых моментах поучений схиигумена Саввы относительно стяжания Любви Христовой:

схиигумен савва

  • 1. Прежде всего, в молитве проси Господа о ниспослании свыше этого дара. А чтобы молитва была услышана, надо возбудить в себе горячность чувств к Богу частым размышлением о Нем (богомыслием), сосредоточенным чтением Евангелия, Псалтири и поучений святых отцов, а также чтением жития Иисуса Христа, Божией Матери и всех святых.
  • 2. Делай как можно больше добрых дел всем без разбора, с кем столкнет тебя
    Промысел Божий: родственникам, друзьям, врагам, знакомым, незнакомым,
    верующим и неверующим – всем без исключения. Главное – это стремиться, торопиться делать добро, пока мы еще живы, пока у нас есть время и возможность, не думай, что добро может делать только обладающий материальными средствами. Очень много людей нуждаются в нашей помощи: физической силе, в добром совете, в знаках внимания и сочувствия. Как бы ни было мало и незначительно твое доброе дело, оно во веки веков пребудет с тобой. Как знать, может быть твой сочувствующий взгляд на согрешающего и молитва о нем будут теми золотыми песчинками, которые выведут из равновесия весы и перетянут чашу твоих добрых дел, ради которых Господь дарует тебе вечное блаженство.
  • 3. Смиряйся во всем, ибо тщеславным и гордым Господь противится… не слышит, вернее, не исполняет их прошений, чтобы они не возгордились еще больше и чтобы не погибли. Смиряй себя беспредельно. Будь во всем скромен и воздержан: в одежде, в пище, в питии, в домашней обстановке, в словах, взглядах, избегай славы и почестей, не гнушайся грязной работой, храни в тайне свои добрые дела, терпеливо и безропотно переноси всевозможные оскорбления и благодари за них Бога. Каждый час будь готов к смерти.
  • 4. Добросовестно и со страхом Божиим выполняй свое послушание и работу по службе, избегай жалости к себе.

Делать добро людям, служить им, помогать им по мере своих сил и возможностей – это величайшее счастье и наслаждение истинно любящего сердца. Добродетельный человек творит добро и врагам своим по заповеди Божией: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Христианин знает, что враждует на него не человек-враг, а общий для всех враг – диавол, поэтому живет он согласно поучениям апостола Павла: «Никому не воздавайте злом за зло». Иными словами: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Такова воля Божия, и мы без рассуждения должны повиноваться ей.
Кто научится любить врагов и благотворить им, тот значит, приобретет все христианские добродетели: любовь к Богу и ближним, смирение, терпение, веру, надежду и др. Кто любит врагов, тот с полным правом может назвать себя крестоносцем, потому что он отверг свой эгоизм, гордость, свою самость и покорно несет по стопам Христа свой жизненный крест. А крест – это наши трудности, лишения, обиды, болезни и всевозможные несправедливости, которые мы безропотно должны терпеть и беззлобно, с любовью всем прощать.

Кто-то из нас скажет, что у него нет врагов. Но тогда скажите, разве у вас нет таких ситуаций, когда вы кем-то не довольны, ворчите на того, кто вас чем-то обидел или достает, нет ли у вас отрицательных впечатлений при общении с другим человеком и т.д.?

Не правда ли, каким трудным, тернистым и на первый взгляд непроходимым кажется путь христианина-крестоносца. Бывают и взлеты, бывают и падения. Но при падении самое главное – уметь подняться. Неправильно думают некоторые, если считают, что если человек стал на путь веры и служения Богу, то у него непременно все пойдет «как по маслу»: и достаток будет в доме, и успехи во всех делах, и здоровье поправится и т.д. Благоденствия просто так не бывает. Господь Своим Промыслом посылает такие испытания (для укрепления веры), что только успевай безропотно сдавать экзамены и зачеты. На все Его воля.

Вспомните ветхозаветного праведника Иова. Какие испытания он пережил, будучи ярким образцом праведности и верности Богу. В наше время пережить такое – это, значит, пережить собственную Голгофу.

Диавол тоже не дремлет и посылает бесов-искусителей с кандалами, чтобы навсегда завладеть душой человека. А что же мы? А мы продолжаем еще долгое время оставаться такими же маловерными и малодушными при своем же эго-самомнении. А если и довелось упасть, то долго думаем, как бы благополучно подняться и не навредить себе. И снова нас одолевают мучительные мысли: как и почему, что поесть, во что одеться? Излишне беспокоимся о себе и своих близких, проявляем недовольство своим материальным положением.

Суетимся, мечемся в проблемах, как бы не отстать от других и в этой суете совсем забываем о людях, нуждающихся в самом необходимом. Теряем надежду на Бога, веру в Промысел Божий, упование. Ужасаемся оскуднения, боимся обнищать. А сознание наше, где при этом? – на самом низком уровне. Пребываем в «летаргическом сне» и куда уж нам услышать Зов из Вечности. А Христос стучится и терпеливо ждет от нас пробуждения. Часто можно услышать, что это просто красивые слова и в земной жизни это — нереально. Но Господь посылает человеку ситуации, в которых сам человек может увидеть крайнюю точку своего падения. Стоит только остановиться, задуматься о цели своей жизни, вспомнить, сколько огорчений, неудобств и может быть, слез было доставлено своим близким и дальним людям. А ведь каждый человек – образ и подобие Божие. Мы обидели чем-то человека, тем самим огорчили и оскорбили самого Христа. Вот чего нам необходимо бояться.

Схиигумен Савва по этому поводу так пишет: «Трудность пути ощущается только вначале, в момент борьбы со страстями, до победы над собой. А как только человек отбросит свое «Я» и начнет жить для других, как только он, познав сладость любви Христовой, посвятит всего себя служению Богу и ближним, так знай – пришел конец его трудностям. Когда душа ощутит благодать, хоть в малой степени, тогда она загорается любовью к Богу и ближним, а благодать приходит за дела любви. Тогда в душе водворяется мир и тишина, несмотря на все бури и невзгоды вокруг нее…»
Так мы познаем тайну любви Христовой.

И еще один из немногих светильников Божьих, даровавший нам глубочайшие наставления о Любви – Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Своим чадам он пишет:
«…Полюбите! И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и воскресший Христос встретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь. В этом – наш рай! Это – наше воскресение! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!… Дети, любите друг друга!»

В этом вся программа жизни, программа Творца.

Олександра Сіленко, парафіянка
Свято-Покровського храму с. Спаське 

Читать дальше:

rss подпискаСледить за выходом новых статей на этом сайте

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.