Уроки духовного роста

«…Да будете сынами Отца вашего Небесного…
Итак будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный».
(Мтф. 5:44-48)

Иисус Христос и детиТочно так, как годовалому ребенку необходимо научиться ходить, так же и человеку, независимо от возраста, необходимо научиться подниматься по духовной лестнице. Учась ходить, ребенок падает, набивает «шишки», но все равно поднимается и начинает заново. Он же не говорит: «Это не для меня», но продолжает учиться ходить, пока не окрепнет. Так же и человек должен подниматься по своей духовной лестнице. Не делая этого, человек ограничивает себя, живет в рамках земного видения, то есть, дальше своего носа не видит, деградирует.

Здесь главное – прийти к пониманию того, что душа в таком случае находится как бы в «летаргическом сне». А это – следствие нашего безверия, упования только на собственные силы, поклонения идолу собственного благополучия, что является основой действия ЭГО, по своей сути неспособного любить. На почве этого и взрастает корыстолюбие, появляются страхи, обиды, претензии, агрессия, нарастает ожесточение, теряется чувствительность к боли ближнего и не практикуется всепрощение. А не за горами уныние, разочарование в своих способностях и отчаяние, переходящее в тупое безразличие по отношению к внешнему миру. И так по кругу, только декорации меняются, а грабли одни и те же… Душа же человека глубоко оторвана от Бога.

Если человек знает о существовании Творца, но не стремится Его познать – он никогда не станет Его сыном. В этом случае он – пасынок, бросивший своего родителя, до которого ему нет никакого дела. Он утрачивает нищету духовную, почувствовав себя богатым и без познания Небесного Отца. Как слепой не видит солнца, так и слепая душа не увидит Господа, а слепой разум никогда Его не постигнет.

Развлечение, труд, философские учения, науки – ни что не может дать человеку удовлетворения. Только Бог может утолить его ненасытное желание достичь Абсолюта. А путь к Богу лежит через смирение, терпение и служение. В этом и есть постоянная память о Боге. Смирение должно быть не искусственным, а природным, терпение не унывающим, а радостным, служение не гордым, а благодарным за то, что тебе позволено служить.

И снова попросим помощи у святых отцов преподать нам немощным уроки по выведению наших душ из состояния «летаргии».

Настоятель Псково-Печерской Лавры схиигумен Савва говорил:

схиигумен савва-3

«Мы называемся христианами, то есть последователями Христа. Христос за нас пострадал даже до смерти – смерти же крестной, и мы должны идти таким же путем. Если нам будут какие-либо принуждения делать, насмешки, притеснения, если даже будут угрожать смертью, все равно мы не должны отказываться от Христа. А мы оказывается только на словах христиане: все чего-то боимся! Боимся показать, что мы веруем в Бога, стыдимся пойти в храм…Значит мы христиане неполноценные. Это и называется ложным стыдом, ложным страхом. Избави нас, Господи! Если я задам вопрос: «Вы крещеные?» — вы скажете: «Да, мы крещеные». Крестились вы в Православной церкви, то есть все вы крещены в христианской православной вере. А православная вера – это вера апостольская, как апостолы научили, так мы и идем по их стопам, не изменяя их догматическое учение, чему их научил Сам Христос. Понятно вам?

Так вот, крещение-то вы приняли, а если спросить вас: «Выполняете ли вы те обеты, которые должны выполнять как православные христиане?»
А нам-то и сказать нечего, потому что не знаем ни Закона Божьего, ни что такое грех. Живем-то вне Любви Христовой, а правильней выразиться, не хотим Ее в сердце свое впускать. Стараемся как-то все под свои желания подвести и о своем счастье позаботиться. В церковь не ходим, но почему-то в светлый день Пасхи хочется свяченой пасочки покушать, и выспавшись, утром бежим святить пасху. И там таких, как мы, полон двор. Получается, что ходим в храм, потому что так надо? Уверены, что славословим Господа? Но не подозреваем, что своим лицемерием оскорбляем Его.

А вместо Слова Божьего нам по нраву какая-то книжка, в которой автор своим извращенным мышлением внушает человечеству, как привлечь деньги или как добиться благополучия и успехов во всем без надобности исправления себя и проповедует какую-то гармонию. Это и есть замкнутая система сатаны — великая власть греха, это дорога в никуда.

Схиигумен Савва пишет:

«Душа – это разум человеческий. Все существо человека состоит из духа, души и тела. Дух – это разум божественный; сокровеннейшая, истинная сущность наша, неизменяемая часть нашего существа, частица Божества. Тело – видимая, внешняя, материальная часть нашего существа.
Душа является как бы оболочкой для духа, а тело – наружным покровом души. Но, по сути дела, дух, душа и тело едины, как едина вода, бывающая в разных степенях уплотнения: пар, жидкость, лед. Душа сама по себе не может отличить истину от лжи, добро от зла. Душа, не имеющая в себе Духа Божия, мертва так же, как мертво тело, не имеющее в себе души (по смерти).»

У несовершенных христиан плоть и дух постоянно враждуют. Апостол Павел говорит:

«Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете (плотию), что хотели бы (духом)» (Гал. 5,17). «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделенной плоти… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… Поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5, 16-23).

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8).
Кто живет по духу, исполняя заповеди Божии, тот наслаждается глубоким миром души. Пророк и псалмопевец Давид говорит: «Велик мир у любящих закон Твой (Господи), и нет им преткновения» (Пс.118, 165). Это тот мир, о котором говорит Христос: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27).

В начале пути не совсем понятными кажутся эти слова, но очень доступно и доходчиво о мире души поясняет схиигумен Савва:

«Мир души – это один из важнейших показателей, по которому мы определяем: духовные мы или плотские. Если мир в душе нашей не нарушается, ни при каких обстоятельствах, даже при самых сильных переживаниях, то, значит, мы в духе. Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли, — мы всегда должны быть духом мирны и спокойны. А это возможно только в том случае, если мы будем искренно любить Бога и ближних, если у нас будет глубочайшая вера и преданность Промыслу Божию, если мы благодушно будем переносить всякое зло, всякие скорби и болезни…»

Архиепископ Арсений Ч. дает совет для сохранения мира. Он пишет:

«В духовной жизни большое значение имеет самоукорение. Оно облегчает, прежде всего, нести скорби. Случилось со мной что-либо скорбное: если я не стану укорять никого, возлагать вину на другого, а сам себя обвиню, внутренне скажу, что я достоин всего скорбного, то этим самым обличу себя и без смущения, с некоторым спокойствием, перенесу для меня трудное, тяжелое, так что можно сказать: укорение себя доставляет успокоение, умиротворение нашего духа. Самоукорением подавляются наши страсти, наши грехи… Самоукорению противоположно самооправдание, которое развивает в нас тщеславие, самомнение и гордость».

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — архиепископ Нижегородский Иаков пишет:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо, не по-твоему, вопреки твоей воли. Если в тебе рождается, прежде всего, не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих тебе весело, а при виде неожиданного счастья других грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко!».

Мирный духом христианин всегда и везде не изменен. Он мирен со всеми людьми, со своей совестью, а главное – с Богом.

Прочитав сборник проповедей схиигумена Саввы, я выбрала некоторые понятия о духовном росте человека и, по возможности кратко опишу их. Я искренне восхищаюсь этим проповедником Славы Господней, насколько точно, праведно и простыми словами он смог донести нам Слово. А им наведенные примеры – живые образы из нашей же жизни.

В мире духовном есть много интересного и много таинственного. Вот, например, существует закон сохранения духовных сил так же, как закон сохранения материи. В мире материальном существует водный кругооборот, т.е. чем больше влаги испарится с земли, тем в большей степени она пополнится осадками в виде дождя и снега.

Нечто подобное бывает и с христианином. Чем больше он смиряется, чем больше любовь свою проявляет в делах милосердия и чем больше он очищает свое сердце от страстей и пороков, тем большую благодать получает он от Бога, и чем больше он излучает ее на окружающих в виде любви и дел милосердия, тем все больше и больше обогащается дарами Святого Духа. Душа его начинает очищаться от страстей и пороков, и по закону Правосудия Божия он начинает претерпевать множество скорбей и напастей. Ему кажется, что весь мир восстал на него, будто все сговорились мучить его клеветой, злыми словами и делами. Он страдает …
Ему незнакомы тайны духовной жизни, он ничего не знает о сохранении духовных сил и не может разобраться – что к чему и от чего, а только страдает, недоумевает и… смиряется. Часто говорит себе: «По грехам моим этого мне еще и мало!»

Некоторые не выдерживают такого испытания и начинают роптать на людей, на судьбу, и даже на Бога и тем самым теряют духовность, силу, свет, благодать – все теряют. Чтобы приобрести смирение, приобрести право наследовать Царство Небесное, им надо все начинать сначала.

Когда человек, вступив на путь покаяния, полностью предастся воле Божией, и когда врага своего спасения начинает видеть не в окружающих, а только лично в самом себе, и когда яростное сражение начинает вести не с кем-то, а лично с собою, со своею самостью, со своим высоким «Я», тогда-то, и начинается его тайный духовный рост.

Вступивший на путь смирения должен относиться к себе «враждебно» и возненавидеть свою самость. Очень трудны бывают уроки смирения. Схиигумен Савва приводит множество примеров. Вот, например, тебе сделали пакость и на тебя же возвели ложное обвинение. Очень трудно перенести такое искушение. Иногда бывает достаточно нескольких слов, чтобы оправдаться, но ты не делай этого. Потерпи, не оправдывайся, и ты наглядно увидишь, как от терпения рождается смирение, а от смирения – любовь Христова. Скажи своей душе: «Пожинай плоды от дел твоих. Как прежде ты явно и тайно поступала с другими, так теперь поступают с тобой. Теперь терпи и благодари Бога, что имеешь возможность принести плоды покаяния за грехи свои».

Разберем еще маленький пример. Вот человека оскорбили до слез. Он проглотил обиду, как целебную пилюлю, и помолившись за врагов своих, чтобы Господь не взыскал с них за клевету и грубость, но чтобы любыми путями спас их. Оскорбившие ушли раздраженные, без благодати, с тяжестью на сердце, а перенесший обиду тих и спокоен.

Ни он сам и никто другой не знает, что с ним происходит в этот момент. А происходит с ним нечто великое и таинственное. Благодать, как самая нежная и любящая мать, награждает человека за победу над самим собой и утешает его неизреченной радостью, миром и покоем. И как от действия теплоты формируется цыпленок тайно в своей скорлупе, так от действия теплоты Божественной благодати формируется новый, духовный человек тайно от всех, внутри телесного покрова.

Тайное действие благодати не прекращается ни днем, ни ночью. Как за ручку, ведет она своего любимца по пути спасения. И не только за победу над собой, но даже за одну попытку (может быть вначале не удачную) побороть себя, за малейшее желание стать лучшим она вразумляет человека видениями, сновидениями, откровениями…, и, таким образом, в душе человека начинается духовный кругооборот.

Чем больше усилий над собой делает человек, чем больше силы воли и энергии он проявляет и расходует для победы над собой, тем большую силу и энергию он сам приобретает, получает от Бога, так что в дальнейшем борьба становится для него все легче. Сила, свет, любовь Христова, энергия в человеке накапливаются, увеличиваются, возрастают до размеров, непостижимых человеческому уму. Внутренний человек возрастает до гигантских размеров, и в этот момент скорлупа (тайна) разрушается…

Сам человек получает извещение от Бога о своем спасении. По-прежнему он старается подвизаться втайне от посторонних взоров, но теперь это дается ему с трудом, потому что воля Божия о нем: поставить светильник на высоком месте, чтобы для всех он распространял тепло и свет. (Схиигумен Савва).

Мало учить наставления святых отцов, надо еще научиться вывести на осознание полученные знания и суметь внедрить их в жизнь. Но как можно в наше время, контактируя с окружающей средой, внедрить эти знания в каждый миг земной жизни? С точки зрения логического мышления земного ума, может быть, кто-то и скажет, что это выглядит абсурдным. Однако, «взлетной полосой» для нашей души как раз и является вся наша прожитая жизнь со всем ее познанным и непостижимым, со всеми ее событиями, свершениями, радостями и скорбями.

Часто мы не понимаем, какой огромный мир заложен внутри нас. Наши слабости и ошибки – путь духовного роста, если относиться к этому правильно. Совсем не получиться отшлифовать свой духовный стержень до уровня сияющего алмаза, если прятаться от людей, избегая взаимоотношений с ними (как бы подальше от греха и как бы себе не навредить…)

Путь духовного роста ни в коем случае не является бегством от мира. Когда человек специально (искусственно) уходит от взаимоотношений с миром, у него не происходит анализа ситуаций внешней среды и не происходит расширение сознания. Тем самым, человек лишает себя возможности производить самооценку в данных ситуациях и обрекает себя на несовершенство. Поэтому нельзя жить в миру при открытом сердце и замкнутом сознании и сохранять при этом нормальную психику.

православный христианин

Неизмененное сознание – основа для гордыни и самости. При последовательном расширении сознания происходит соединение сердца и разума в едином потоке Божественного Света. И наоборот, при открытии сердечных врат Христу без отдачи Ему разума – это иллюзия пребывания в Боге. Происходит зацикливание и человек впадает в гордыню, осуждая тех, кто видит ситуацию не так, как он сам, видя только свою мнимую праведность. Не принимая мир таким, каким он есть, а точнее сказать, каким его создал Бог по Своему Промыслу, мы часто попадаем в такие ситуации. Выход из такого тупика один – критическая самооценка себя без всякого оправдания и исправление себя.

Нельзя себя оправдывать, а других надо постараться понять. Кто оправдывается и старается доказать свою правоту, тот может быть и найдет справедливость, но только тем нарушит планы Божии об исцелении души. Если мы оправдываем себя в любой ситуации – это значит, наше сердце защищается от собственного несовершенства. Надо смотреть на себя как бы со стороны, и при этом постараться дать себе соответствующую оценку. И не дай Бог проявить жалость и самолюбование к себе. Причина самооправдания – в эгоизме. Самооправдание — это падение, оно изгоняет благодать Божию. Что, как не самооправдание изгнало нас из Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Если бы Адам сказал: «согрешил, ошибся, Боже мой», если бы Ева признала свою ошибку, то все опять стало бы на свои места.

Нужно избегать мнительности. Бывает, что нам кажется, что люди плохо о нас подумали, хотя ничего подобного не было. Надо помнить, что иногда негативное отношение человека направлено совсем не на вас, а вызвано какими-то проблемами. А вы просто попались под горячую руку. Простите и смиритесь – мы все не святые. Самый большой наш жизненный крест – это мы сами. Поэтому и духовный путь мы должны начинать с исправления себя. Никогда человек не придет к Богу, не построив отношений в семье и в обществе согласно заповедям Христа. И никогда не раскроет сердце Христу без сознательного устремления к совершенству.

Одним из направлений духовного пути человека есть практическая работа по исследованию и анализу текстов Ветхого и Нового Заветов. В Священном Писании можно найти ответы на все вопросы нашей жизни. Истинный духовный смысл любого библейского события, любого постулата Священного Писания постигается в Духе. Скрытый смысл никогда не откроется умственными усилиями земного ума, а постигается при искреннем стремлении познать Промысел Творца. Поэтому, через некоторое время неожиданно человеку могут открыться новые истолкования уже знакомых текстов.

Полезно для души практиковать постоянное чтение Священного Писания. Это мощный инструмент для процесса совершенствования. Это поиск внутреннего источника Света и налаживание с Ним связи. Человек становится способным сделать правильный вывод из происходящего и соответственно отреагировать на данное событие. Такая практика исключает массу ошибок, которые человеку свойственно совершать по неведению земного ума, и способствует развитию глубинного анализа собственных поступков. Ведь практически все грехи человека нашли свое отражение в событиях Священного Писания. Например, источник гордыни показан через факт отпадения от Бога одного из Архангелов; источник безответственности, желания свалить свою вину на другого просматривается в том, что Адам и Ева пытались оправдать себя перед Богом; источник духовной зависти – в убийстве Авеля Каином и т. д.

ветхий завет

Также, если размышлять над первыми пяти книгами Ветхого Завета (Пятикнижие Моисея), можно предположить, что это не только названия книг, но и названия первых пяти ступеней духовной лестницы восходящего человека. Например:

  • 1. «Бытие» — путь человека начинается из обычной, бытовой жизни. Каждый человек сам выбирает цель и ускорение своего пути. Самое главное на этой ступени – осознать свою жизненную программу;
  • 2. «Исход» — для того, чтобы куда-нибудь прийти, необходимо от куда-то уйти. В путь необходимо брать только самое ценное, а ненужное оставить, иначе получится не путь, а топтание на месте. Ненужным, я думаю, можно назвать страсти, пороки, какими порабощен человек (египетское рабство);
  • 3. «Левит» — чтобы дойти до цели, человеку необходим духовный наставник – священник. Нельзя пройти этот путь по самости, без благословения духовника;
  • 4. «Числа» — на этой ступени человек учится считать не «козлов» и «волов», а приобретает умение отчитываться, т.е. сдавать зачеты в своих поступках и помышлениях. Это путь прихожанина к исповеди и покаянию. «Зачеткой» оказывается вся жизнь человека, а также судьбы его детей;
  • 5. «Второзаконие» — человек приходит к другому пониманию Закона Божьего, но не для того, чтобы знать, но чтобы исполнять. Этот экзамен по жизни на умение пребывать под законом.

Точно также, тексты Нового Завета адресованы нам – сегодняшним. Введение во Храм Пресвятой Богородицы – первое вхождение человека в Церковь. Рождение Богомладенца – рождение в человеческом сердце Христа. Сретение Господне – живая встреча человека с Господом еще при земной жизни. Крещение Господне – крещение человека в Духе. Преображение Господне – преображение (обновление) человека, принявшего Божественный луч Света. Вход Господа в Иерусалим и изгнание торговцев из храма – изгнание человеком страстей и пороков из храма души – сердца. Распятие Спасителя – собственная Голгофа человека, принявшего скорбные обстоятельства жизни и посланные испытания (несение креста). Воскресение Христово – воскресение души человека, победившего свои грехи.

Также, на пути духовного совершенствования человек должен совершенствовать и молитву. Первый этап молитвенного пути – это неутолимая жажда как можно ближе быть к Богу. Душа преисполняется Его присутствием, становится подобна Богу и едина с Ним. Молитвенный путь каждого человека разный. Здесь значительную роль играет предшествующее очищение и обновление души человека. Всем известно, что в сосуд с грязной водой не возможно влить чистую воду для питья. Божественные истины могут быть явлены лишь в результате самоотречения и раскрытия себя перед Богом. Это отсечение всякого рода мыслей, чувств и эмоций. Это вхождение в молитвенный покой. Это полная отдача себя Богу, это полная капитуляция души перед Богом, Который есть бесконечная Любовь. И тогда молитва превращается в праздник, посвященный Создателю, в хвалу несотворенному Свету, что был послан нам Отцом.

Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и в молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть нераздельны. Как каждое слово Святого Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, так и каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему силу, подобно знамению Честнаго и Животворящего Креста. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово и с какою верою! Ибо Слово есть Сам Господь Бог, и Словом сотворена Вселенная и все живущие в ней.

Только через Господа нашего Иисуса Христа человек получает доступ к Отцу, источнику Света. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Господь Сам будучи Светом, направляет человека к свету. И тогда обновленная сущность человека соединяется с Любовью Христовой, с Любовью Отца и Святого Духа.

Безоговорочная преданность Богу и выводит нас на сияющий путь вверх, помогает нам обрести надежную почву под ногами и тем самым подготавливает встречу с Ним. А помогают нам в духовном восхождении светильники Божии – святые отцы.

Святые отцы! Помогите нам последовать вашим примерам любви к Богу и ближним, и хоть в малейшей степени соответствовать зову Евангелия «будьте совершенны как Отец ваш небесный совершенен».

Господи, откройся нам в светлых лучах Твоей Любви, ведущих наши души к совершенству. Да свершится воля Твоя. Аминь.

Олександра Сіленко, парафіянка
Свято-Покровського храму с. Спаське 

Читать еще:

rss подпискаСледить за выходом новых статей на этом сайте

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.