Таинство брака

Союз Христа и церкви
Союз Христа и церкви

Благодать. Со дня Святой Пятидесятницы в Церкви действует спасительная благодать Святого Духа. Она исходит от Бога, но не отделяется от Него, в ней Господь присутствует, но не Своим Божеством. Неисповедимыми путями промысла Божия действует благодать в духовной жизни человека. Она может подаваться на любой молитвенный и жизненный подвиг христианина, взыскавшего Бога. Но через святые таинства Церкви благодать изливается непреложно. В каждом таинстве подается особый благодатный дар, а через все таинства в совокупности освящается вся человеческая жизнь.

Святые таинства. В чине последования таинства при произнесении определенных слов на верующего таинственным образом действует благодать Святого Духа. При сотворении мира “сказал Бог: да будет свет” (Быт.1,3), – и силою слова Его стал свет. Подобным образом и в таинствах – при произнесении священнослужителем совершительных слов могущественно действует на христианина благодать Божия, которая совершенствует его духовно-нравственную жизнь. Важным условием для получения благодати в таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Необходимым признаком таинства является его божественное происхождение. В Православной Церкви существует семь жизненно важных для нее таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение.

Брак. Установлен Самим Богом еще в раю: он не является последствием грехопадения. После сотворения Адама и Евы “ благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею” (Быт.1,28).

Господь Иисус Христос освятил брачный союз Своим присутствием на браке в Кане Галилейской. Он также подтвердил божественное установление брака: “Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 4-6).

“Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует”, — говорит о святости брака Климент Александрийский [1]. Святитель Григорий Богослов учит, что “ лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему” [2].

Апостол Павел уподобляет брачный союз духовному единению Христа с Церковью: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” ( Еф.5,25,27-32 ).

Господь Иисус Христос является главой Церкви, которую Он возлюбил. Поэтому муж должен любить свою жену, а жена обязана с любовью повиноваться мужу, “ как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем” (Еф.5,23-24).

В христианском браке муж и жена должны всю жизнь хранить взаимную любовь и верность. В семье происходит изменение человека и совершенствование его личности. Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: “ Христианин призван – уже в этом мире – иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений. Брак – это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе” [3].

В Христианской Церкви брак благословляется с апостольских времен. Церковный писатель 3 века Тертуллиан говорит: “ Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом! ” [1].

В древности брачному обряду предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты с дарением женихом кольца невесте. Климент, епископ Александрийский, говорит: “ Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в его распоряжение и поручается его заботам” [1]. К 10-11 вв. обручение утрачивает свое гражданское значение и совершается в храме с необходимыми молитвословиями. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания, и окончательно чин сформировался к 18 веку.

Чин самого венчания в раннехристианской Церкви совершался через молитву и благословение епископа, после чего муж и жена причащались за литургией Святых Христовых Таин. “ А те, которые женятся и выходят замуж, — учит священномученик Игнатий Богоносец, — должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию” [2].

В современном чинопоследовании таинства брака прослеживается его связь с Евхаристией: литургический возглас “Благословенно Царство”, многие молитвы из чина литургии, чтение Апостола и Евангелия, символическая общая чаша вина. С 4 века на брачующихся во время таинства возлагаются венцы, которые являются символом царства: каждая семья есть малая церковь, и символом мученичества: ежедневного креста, тяжесть которого в семье ложится на двоих.

К 13 веку венчание совершается отдельно от литургии, но связь этих таинств очевидна. Поэтому с апостольских времен и до наших дней жених и невеста, желающие сочетаться таинством брака, подготавливают себя к принятию благодати постом, молитвой, покаянием и причащением Святых Божественных Таин.

Протоиерей Роман Заброцкий,
настоятель Свято-Покровского храма с.Спасское

rss подпискаСледить за выходом новых статей на этом сайте

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.